здесь мы дали тексты некоторых статей по этикету, кравам и вообще описания жизни 18-19 века;
выполнять их не обязательно строго, но советуем;
и помните, что поведение высших, средних и низших слоев общества весьма различны;
Как известно, викторианская эпоха была временем, когда все, от джентльмена до дворецкого и от леди до ее горничной, знали, как они должны себя вести.
Выпускалась масса пособий со строгими рекомендациями для людей разных сословий.Вот, например, рекомендации для мужчин и женщин, желающих вступить в светский круг и произвести приятное впечатление в большом обществе.
Кроме очевидных советов быть галантными и говорить комплименты, были еще и кое-какие маленькие хитрости.Некоторые из этих рекомендаций, не утратили актуальности до сих пор, а другие кажутся абсолютно устаревшими:
наше время дает совсем другие советы1. Опаздывайте.
Лучше опоздать, чем прийти вовремя. Тогда вы будете всеми замечены и не покажете, что ради раута отбросили все свои дела.
Но если вы перед этим мчались со всех ног, придите в себя, отдышитесь и только потом вступайте в залу. Входить нужно уверенно, не спеша. На секунду остановиться в дверях, оглядеть общество, дать другим возможность заметить вас.2. Говорите медленно.
Скорая речь кажется плебейской, как будто вы привыкли, что вас все время перебивают. Медленно произнесенная фраза звучит значительнее. К тому же, говоря медленно, вы не скажете лишнего.3. Держите спину.
Многие люди на рауте спросят о вас, но не подойдут. В памяти у них останется только то, как вы держались, как слушали и как говорили, хотя они и не будут знать о чем.
Расслабить спину можно лишь в собственной комнате перед слугами. В целом ваши движения должны быть замедленными, слегка ленивыми.4. Изобразите налет легкой скуки.
Показывайте, что вам здесь все не в новинку, на богатство дома смотрите равнодушно. Только не делайте этого в присутствии хозяйки дома.
Эмоции проявляйте крайне сдержанно:
в случае восторга – легкая улыбка и «Это прелестно!», в случае недовольства – поднятые брови.
5. Не надо горячо благодарить.
Особенно это правило касается женщин. Знаки внимания и ухаживания принимайте как должное. Создайте образ избалованной заботой женщины.6. Не жалуйтесь.
Нельзя сердиться на слуг или сетовать на изменивших вам подруг. Тем самым вы дадите другим пример подобного обращения с вами.
Если все-таки решили поделиться наболевшим, делайте это с улыбкой, как мать говорит о нашаливших детях.7. Не старайтесь быть умнее или красивее всех.
Это малоприятно для окружающих и небезопасно для вас.
Слишком заметную соперницу перестанут приглашать.
Мужчина, который умнее своего начальника, может лишиться места.8. Не смотрите постоянно в глаза.
Если только вы не мужчина, который хочет завоевать даму.
Стойте вполоборота и, оглядывая зал, время от времени поворачивайтесь к своему собеседнику и кивайте в знак того, что вы слушаете.9. За столом…
.. не ешьте быстро – это будет расценено как жадность или голод; не ешьте много; пережевывайте двадцать раз; не занимайте за столом много места – имеется в виду застольная беседа.И вообще – ни в коем случае не старайтесь привлечь к себе внимание!
ЧАЙНЫЙ ЭТИКЕТ
К середине столетия появился сложный этикет, предписывающий особые нормы поведения для женщин, наносящих друг другу визиты для «дневного чая».Домашние чаепития были частым явлением. Сначала хозяйка дома решала, в какой день недели оно будет иметь место. Затем рассылались специальные приглашения родственникам друзьям и знакомым дома. В этот день устроительница чаепития весь день никуда не выходила из дому и принимала гостей.
В основном, общение за «дневным чаем» протекало в духе французских салонов. Подавали чай, пирожные, сэндвичи и другие вкусности. Если кто-то, получив приглашение, не присылал ответа в стиле « весьма сожалею, но не смогу…» они просто обязаны были явиться на чаепитие. Даже в исключительных случаях на чаепитии должен был присутствовать хотя бы один человек от приглашенной стороны. Так на различных чайных приемах женщины обзаводились полезными знакомствами.
Ритуал английского «вечернего чая» предусматривал три типа формальных визитов. Поводом для первого служило поздравление или выражение соболезнований хозяйке дома. Во втором случае вместе с запиской гостья оставляла свою визитную карточку, однако принять ее или нет, оставалось на усмотрении хозяйки. Такой церемониальный визит был довольно кратким. После того как возвещалось о приходе следующей гостьи, обычно знакомой (присутствие которой укрепляло общественный престиж и хозяйки, и гостьи №1), первая вежливо прощалась и удалялась.
К третьему типу относился дружеский визит. Подруга хозяйки дома являлась только в специально назначенное время, хотя правила этикета в этом случае были менее строгими. Например, гостье №1 было не обязательно уходить с прибытием гостьи №2, т.к. основной функцией «чаепития третьего вида» было как раз общение в компании подруг.
После того, как подавали чай, хозяйка садилась на другой конец стола и наливала его всем гостям. Самая старшая дочь или самая близкая подруга хозяйки подавала желающим кофе или горячий шоколад. Такое разделение обязанностей показывает «общественный имидж» трех напитков тех времен. Чай считался большой ценностью. Его держали в специальных чайных шкафчиках, ключ от которых был только у хозяйки дома.
Тоже самое было и в Китае, только там ключом владел мужчина-хозяин дома. Но в обоих случаях тот, кто подавал чай, обладал наибольшей властью. Хоть в Британии XIX столетия мужчины и стояли выше на общественно-иерархической лестнице, дома женщина была намного более могущественна. И привилегией наливать чай гостям обладала она и только она.
Хозяйка также сама добавляла гостям в чай молоко или сахар. Традиция, уходящая корнями в те времена, когда и чай, и сахар еще были редкими и эксклюзивными лакомствами, предполагала, что хозяйка следит за тем, в каких количествах ее гости их потребляют. Хотя и были и случаи, когда представители высшего сословия нанимали слуг подавать чай, а гостям разрешалось добавлять свои собственные сахар, молоко и лимоны. Нарочито переставая контролировать, сколько потребляется чая, молока и сахара, они демонстрировали свое богатство и возможность покупать деликатесы в том количестве, которое они считали нужным. Потребление таких деликатесов, как чай и сахар, еще более возвышало имидж высшего класса в глазах общественного мнения.
ПРОСТИТУЦИЯ
Церковь и медицина были единодушны: если мужчина пару раз в неделю посещает проститутку, то особого вреда для него не будет, а с точки зрения религии у него находились оправдания в сочинениях Блаженного Августина: без любви, страсти, похоти сношения не только возможны, но и даже рекомендованы для укрепления психического здоровья. Полицейские хроники недостоверны, но и при приблизительном подсчете можно утверждать, что на 12 мужчин в крупном городе вроде Нью-Йорка или Лондона приходится по одной проститутке. А в Вене, в середине века признанной столицей разврата, одна проститутка приходилась на семь мужчин. Проститутками становились по-разному. Молодые женщины, вдовы или одинокие матери, получали нищенское пособие, их очень часто разлучали с детьми насильно. Такие женщины становились проститутками, чтобы хоть как-то укрепить материальное положение. По этой же причине проститутками становились работницы фабрик, портнихи, женщины, занимающиеся тяжелым физическим трудом наравне с мужчинами, но получающие раза в два меньше за ту же работу, чем мужчины. Проститутками работали и женщины, которые хотели добиться в этой жизни чего-то большего, открыть свой бизнес, но испытывая недостаток в средствах. Как правило, набрав нужную сумму, такие женщины уходили из порнобизнеса, уезжали в другой город и открывали свои лавки, магазины, выходили замуж. Подавляющее же большинство проституток становилось ими вынужденно. Как правило, ранее такие женщины работали в сфере обслуживания: горничными, секретаршами, торговками и т.п., и были соблазнены или испытали насилие со стороны работодателя или клиента.Борделей как таковых было сравнительно немного. Девушка, зарегистрированная в определенном борделе, по сути становилась пленницей из-за полицейских ограничений. Более часто встречались дома свиданий, где не только предлагали девушек, но и меблированные комнаты для любовных утех, куда, например, мужчина мог привести чужую жену на любовное свидание. Часто в таких домах были гостиные, бильярдные. По негласным правилам проститутки искали себе клиентов в определенных местах: театральных фойе, определенных клубах или игорных домах. Проститутки рангом ниже искали клиентов на улицах, в определенных районах. Адреса борделей, увеселительных заведений, перечень проституток с описаниями внешности и умений публиковались открыто - в специальных изданиях под рубрикой "Заметки о куртизанках" либо в респектабельных журналах в рубриках "Пороки города". Подобные издания можно было найти в отелях, киосках, на железнодорожных станциях.
Удачливая куртизанка, даже не обладая блистательной внешностью, но будучи амбициозной и честолюбивой, могла добиться высот: богатые и знатные клиенты осыпали ее драгоценностями, дарили особняки, купали в шампанском. Наиболее свободные нравы царили в Париже, где дам полусвета пускали в высшее общество. В Лондоне, например, это было бы затруднительно, если дама не поддерживала внешнюю респектабельность.
Уличные проститутки искали клиентов на свой страх и риск, часто бывали обмануты, их могли избить, изнасиловать. Не было закона, который бы их защищал. Клиенты редко снимали номер, а проститутки редко приводили клиента к себе домой, обслуживание зачастую шло прямо под открытым небом, где-нибудь в проулке. Очень редко когда уличная проститутка могла изменить свой статус к лучшему.
Была и еще одна категория женщин, оказывающих интимные услуги. Подсчитать непрофессионалок практически невозможно. Молоденькие цветочницы, гувернантки, белошвейки соглашались переспать с состоятельными господами - и часто не за деньги, а за подарки или оплату развлечений.
Эротические и порнографические фотографии практиковались в публичных домах и домах свиданий. По фотографиям зачастую клиенты выбирали себе девушек на ночь. Кроме того фотографии служили тем же целям, что и порносайты и эротические журналы в наше время.
СЕКС
Рост венерических заболеваний привел к тому, что увеличился спрос на девственниц. Кроме того некоторые мужчины получали дополнительное удовольствие от процесса дефлорации, сопряженного в их воображении с болью, некоторой формой насилия и т.п. Некоторые бордели специализировались исключительно на невинных девушках, ища их в провинциях, в семьях крестьян, бедняков. Зачастую девушки не понимали, с какой целью их приводят в бордель. Их родители с радостью избавлялись от лишнего рта, превращая тем самым процесс наполнения борделей в работорговлю. Девушка, лишившаяся девственности, практически автоматически становилась проституткой. Утрата невинности невосполнима природой. Поэтому девушки шли на хитрости. Признаки девственности - узкое влагалище и кровь от разрыва плевы - девушки научились имитировать. Например, во влагалище помещался кусочек губки, пропитанный кровью. Хирурги уже умели восстанавливать девственную плеву, и эта услуга в конце 19-го века оказалась поставленной на широкую ногу. Некоторые проститутки обращались к докторам не один раз.Были клиенты, которым требовались не просто девственницы, но совсем молоденькие девочки. Во Франции был довольно строгий закон против совращения малолетних, но вот в Англии, например, существовали целые детские публичные дома. Впрочем, 14-15-летние подростки считались почти совершеннолетними. Иногда девочкам восстанавливали девственность, а иногда клиентам нравилось иметь дело с порочными и, несмотря на юный возраст, опытными проститутками.
Порка как вид наказания весьма и весьма часто практиковался в Англии. Подросток, находясь в стадии полового созревания, зачастую неосознанно начинал считать порку неотъемлемым атрибутом для сексуального возбуждения.
Известный психиатр барон Рихард фон Крафт-Эбинг опубликовал в 1886 году книгу "Psychopatia sexualis", в которой исследовал разнообразные сексуальные извращения. Наиболее острые подробности он перевел на латынь. Книга стала настольной книгой для любителей клубнички. Барон предложил назвать получение сексуального удовлетворения, когда тебе причиняют боль и унижают, в честь австрийца Риттера Леопольда фон Захер-Мазоха, который с 1870 года начал публикацию ряда произведений, в которых описал отношения мужчины и женщины, в которых женщина имела доминантную роль и причиняла мужчине боль.
Формируется новый образ женщины - женщина-вамп, которую Захер-Мазох наделил совершенной красотой, одел в меха и дал в руки кнут.
Кроме того процветают вуайеризм, садизм, оргии и т.д. и т.п.